Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме

Воспитательная работа

Дата: 25 октября 2015 в 17:43, Обновлено 14 сентября 2016 в 09:51

Система работы школы  по созданию условий для развития личности ребенка

            Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыками самостоятельного продвижения в информационных полях, формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем - профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни.

     Современная эпоха нуждается в новом типе личности, способной самостоятельно принимать решения, осознанно осуществлять свой выбор, умеющей гибко реагировать на изменения обстоятельств, самой создавать и творить что-либо новое, необычное. Умение организовывать среду развития творческих способностей самим человеком для достижения роста активной деятельности и самореализации приносящей значимую пользу современному обществу является актуальным и на сегодняшний день.

         Выпускник  современной школы должен обладать определенными качествами личности:

-гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике;

-грамотно работать с информацией, делать необходимые обобщения, выводы, устанавливать закономерности, анализировать;

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы, быть способным выдвигать новые идеи, творчески мыслить;

-самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня;

-быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуациях.

             Таким образом, главное направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, а его познавательная, творческая деятельность была бы ведущей.

          Какие условия для этого необходимы? Прежде всего, возможность вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это – возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования.

             Урок или внеклассное мероприятие должно быть местом, где ученик имеет возможность заглянуть в себя будущего, если он приложит максимум усилий для этого. Именно возможность демонстрации на уроке и во внеурочной деятельности всей той глубины работы, которая выполнена учеником, создает условия для развития креативности, формирует безбоязненное отношение к миру, в котором скоро предстоит себя реализовать, закаляет волю, учит коммуникации со сверстниками и взрослыми. Формирует потребность в демонстрации своих знаний и умений, их отстаиванию в самых трудных ситуациях.

       Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие  социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

        Педагогическая поддержка выступает как процесс взаимодействия между учителем и учеником, направленный на развитие субъектности, предоставляющей возможности для личностного саморазвития, самопознания и самореализации, формирующий эмоционально-волевую сферу, стимулирующей развитие интеллектуальной и мотивационной сфер.               

       В решении данной проблемы участвует как школа, так и семья. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности  нуждаются в поддержке и в развитии.   

        Задача школы – подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности.

              Проблема развития творческих способностей была и остается одной из важнейших проблем человеческого общества. Особую актуальность она приобретает в современном обществе, потому что   образование как ресурс науки, техники и искусства претерпевает сегодня коренные изменения, связанные с необходимостью непрерывной адаптации к быстро меняющимся динамичным социально-экономическим условиям. Кроме того, это связано с постоянно лавинообразно увеличивающимся объемом информации, которой вынужден оперировать современный специалист в любой области, и процессом интеграции наук, требующим от человека не только обширных знаний, но и более высокого творческого уровня развития мышления.
               Современная система образования ориентируется на подготовку молодого поколения к реальной жизни, и в настоящее время, для того чтобы быть востребованным на рынке труда, выпускнику старшей школы необходимо обладать самостоятельностью и оригинальностью мышления, уметь самостоятельно получать и анализировать знания в ходе творческой исследовательской деятельности.                  Огромное значение для развития творческих способностей учащихся  имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа учащихся, которая способствует не только развитию способностей ребенка, но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом, а самое главное способствует социальной адаптации в среде сверстников, позволяет почувствовать собственную значимость.  Творческому развитию личности должны способствовать системная работа объединений по интересам и спортивные секции, активное участие  в различных творческих проектах, общественно значимой деятельности детских и молодежных организаций БРПО и БРСМ.

             Развивать  творческие способности учащихся можно и нужно не только  на уроках, но и на  внеклассных  занятиях. Разнообразные формы работы по данному направлению можно и необходимо применять в любой внеурочной, внеклассной деятельности. Факультативные занятия, исследовательская деятельность, занятия  в объединениях по интересам, спортивных секциях и вовлечение учащихся  в общественно значимую деятельность является важным средством   развития творческих способностей учащихся, все это   способствует не только развитию способностей ребенка, но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом, а самое главное способствует социальной адаптации в среде сверстников, позволяет почувствовать собственную значимость.  

         На протяжении  многих лет педагогический коллектив нашей школы работает над созданием условий для развития личности ребенка.  Система факультативных занятий творческой направленности, участие  во всевозможных творческих конкурсах, исследовательской деятельности, развитие сети кружков способствуют выполнению данной цели.

        В 2015-2016 учебном году  в школе организована работа 19 объединений по интересам.

       В настоящее время развитие творческих способностей учащихся  приобретает всё большую популярность. Это обуславливается, прежде всего тем, что возникает большое желание участвовать во многих творческих конкурсах, которых в последнее время очень много. Результаты такого участия дают возможность увидеть мир, найти новых друзей, развивают кругозор и даже дают большую возможность для поступления в ВУЗы.   Такая деятельность даёт более значимый результат тогда, когда происходит  не по принуждению, а по собственной инициативе ребят.

              Освобождаясь от необоснованных иллюзий или же потребительского отношения, современным учащимся многое надо  учиться делать самим: высказывать грамотно свою точку зрения и уметь её обосновывать, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, понимать истинный смысл предназначения любого теоретического материала. Этому специально и глубоко не учат на уроках. Вот и возникает потребность во внеурочной деятельности.

       Немаловажная роль в реализации обозначенной задачи находит свое решение во внеурочной деятельности, которая располагает возможностями развития творческих способностей, так как позволяет удовлетворять разнообразные, зачастую уникальные познавательные интересы личности и не потерять одаренного и талантливого ребенка, поднять его на качественно новый уровень индивидуального развития, открыть массу возможностей для самореализации и самовоспитания. Что помогает формированию мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей и включению учащихся в социально полезную деятельность.

           Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.
Беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени.
Гибкость мысли - способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.
Гибкость - это хорошо развитый навык переноса (транспозиции). Она обеспечивает умение легко переходить от одного класса изучаемых явлений к другому, преодолевать фиксированность методов решения.
Оригинальность - способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе.

Любознательность – способность  удивляться,  любопытство  и  открытость ко всему новому.
Точность - способность совершенствовать иди придавать законченный   вид своему творческому продукту.
Смелость - способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.

               Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Творческое самовыражение – важнейшее условие развития личности. «Детское художественное творчество нужно прежде всего самому ребенку для развития воображения, эмоционально – эстетической сферы, овладения речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека», — утверждал Л.С. Выгодский. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью. Ребенок, как и взрослый человек, стремится к выражению своего «Я».

                                     Людей неинтересных в мире нет.
                                     Их судьбы – как история планет.
                                     У каждой все особое, свое,
                                     И нет планет, похожих на нее.

( Е.Евтушенко)

       Но часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно найдут выход. «Практика показывает, — отмечает О.М.Дьяченко, — пользы от такого «невмешательства» мало. Не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности…» Именно в школьные годы наступает критический период детской реактивности. Поэтому именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести (а не потерять) возможность для самореализации. Поскольку задача эта необъятная, единственный способ дать о ней представление, на мой взгляд, — проследить одну линию, в которой, как в фокусе, возможно, предстанет целое, создать условия для ребенка как  в школе, так и в семье, для реализации и развития  индивидуальных способностей. Задача педагога    заключается в развитии творческой индивидуальности ребенка. По утверждению психолога Л.С. Выгодского, «творчество – норма детского развития».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.