Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме

Игры на развитие восприятия и внимания

Дата: 12 декабря 2016 в 18:40, Обновлено 12 декабря 2016 в 18:50

Игры на развитие восприятия и внимания

     При формировании внимания обращаем внимание на произвольность (постановка цели деятельности и волевое усилие) и ее характеристик (объема, устойчивости, концентрации, переключения и распределения).

1.«Что в тишине слышится»? В течение 1-2 минут дети слушают тишину, затем рассказывают о том, что они услышали и в каком порядке. Педагог поощряет развернутые ответы детей, точное воспроизведение «услышанного».

2. «Минутка». Педагог просит детей измерить время равное 1 минуте (60 секунд). Когда внутренняя минута пройдет каждый поднимет руку. Педагог с помощью секундомера измеряет время, равное 1 минуте и фиксирует варианты близкого совпадения каждого ответа. Данное упражнение хорошо диагностирует и внутренний темп ребенка.

3.«Пожалуйста».  Педагог просит детей выполнять названные действия, если будет сказано слово «Пожалуйста». Выполняется в 2 вариантах сложности.

•        Инструкция та же.  Например: «Правую руку к плечу. Левую – на пояс. Выполняй! Пожалуйста!».

Часть инструкций не сопровождается проговариванием «Пожалуйста!».

Это упражнение на ряду с объемом и концентрацией внимания тренирует саморегуляцию и формирует пространственные отношения.

•        Инструкция та же. Провокация на неправильное выполнение силой голоса (инструкция к выполнению дается тихо, громко, шепотом, растянуто, в быстром темпе) и отсроченным проговариванием … (до 5 сек.) «Пожалуйста!».

    Например: «Голову вправо, левую руку на пояс, правую руку за левое плечо. Выполняй! (через 2-3 секунды). Пожалуйста!».

•        Инструкция та же. Усложнение инструкции, включая 4-6 и т.д. различных простых действий. Например: «Правую руку вверх.  Левую – к правому плечу. Левую ногу в сторону. Правую ногу на носок».

•        Придумывание и формулирование инструкций к игре «Пожалуйста!»  детьми друг другу и группе детей.

4.  «Слушай и выполняй!». Ведущий говорит о том, что сейчас он будет говорить, что делать и показывать, нужно выполнять только то, что ведущий скажет, но не покажет. Например: «Дети! Руки вверх. Руки вниз. Руки на пояс» (сама показывает руки вверх и т.д.).

•        Провокация силой голоса (инструкция произносится тихо, шепотом) на ошибку.

•        Провокация темпом речи (инструкция произносится быстро, очень растянуто, скандированно) на ошибку.

5.“Живые картины”. Ведущий оговаривает с участниками основные статические движения, которые будут выполнять участники. Участники (от двух до всех) замирают в заданной позе. Водящий 30-40 секунд рассматривает позы скульптурной группы. Затем он отворачиватся. В “живую картину” вносится 2 и т.д. изменений (например, двое меняются местами, третий поднимает опущенную руку, четвертый поворачивается в другую сторону). Задача водящего восстановить первоначальную картину.

Возможные варианты сложности:

•        Оречевление изменений, которые произошли в первоначальной картине (Что изменилось?). Стимулирование вербальных ответов, не допуская жестов, дополнительных движений по восстановлению картины со стороны ведущего.

•        Оречевление изменений для восстановления первоначальной картины (Что сделать, чтобы стало как было?). Стимулирование вербальных ответов.

•        Полная замена “ведущего”.

•        Увеличение изменений в “Живой картине” с привлечением всех без исключения участников группы.

6.“Пальчик на прогулку” ( авторская игра)

    Кроме внимания игра развивает самоорганизацию, мелкую мускулатуру пальцев рук, пространственные представления и отношения.

    Ведущий объясняет детям, что выполнять действия они будут лишь тогда, когда прозвучит: “ На прогулку”.

    Ведущий произносит: “На правой руке мизинчик. ... На прогулку” (ребенок выполняет).

•        Усложнение инструкций, предусматривающих 2 и т.д. простых действий (“На левой руке средний пальчик. На правой – безымянный пальчик. … Вместе … На прогулку.”

•        Провокация голосом (тихо, шепотом, растянуто, скандированно).

•        Самостоятельное загадывание головоломок друг другу и группе детей.

Развитие восприятия

7. Игра «Сравни предмет»

Цель: совершенствование восприятия величины.

Игровой материал: на 20 карточках изображены знакомые предметы большого и маленького размера.

Ход работы: взрослый начинает раскладывать карточки на две кучки и просит детей продолжить, самостоятельно выделив признак величины, и, исходя из него, распределить оставшиеся картинки.

8. Игра «Подбери подходящий по форме»

Цель: развитие зрительного восприятия формы предметов и геометрических фигур.

Игровой материал: 15 карточек с изображением знакомых предметов и 4 трафарета геометрических фигур (например, круг, квадрат, треугольник, овал).

Ход работы: попросите детей подобрать к трафарету похожую по форме картинку. Затем попросите детей назвать эти фигуры.

9. Игра «Найди и назови»

Цель: Развитие дифференцированности восприятия, умения отличать объекты по форме, цвету и размеру, находить их по заданным признакам.

Игровой материал: набор геометрических фигур, отличающихся формой, цветом и размером (можно пользоваться набором фигур)

Ход работы: взрослый раскладывает в беспорядке 15—20 различных фигур и просит найти среди них одну по указанным признакам: маленький треугольник, синий круг, большой красный квадрат и т.п. Ребенок показывает фигуру и называет ее.

10. Игра «Узнай, что изображено»

Цель: Развитие осознанного восприятия формы предметов, воспитание познавательной активности.

Игровой материал: набор картинок, на которых знакомые изображения даны не полностью (не менее 15 штук).

Ход работы: покажите детям картинку и попросите их подумать и сказать, что они узнали, кому принадлежат те или иные элементы, изображения. Поощряйте детей, которые предлагают несколько вариантов там, где это возможно.

11. Игра «Дорисуй предметы» (методика Т.Н. Головиной)

Цель: совершенствование восприятия пространства (величины, формы пространственных отношений).

Игровой материал: бланки, на которых изображена левая либо правая сторона предмета (не менее 6), простые и цветные карандаши.

Ход работы: попросите детей назвать, а затем дорисовать предметы, изображенные на рисунках, подготовленных вами заранее. После того как дети закончат, скажите, что неплохо было бы и раскрасить получившиеся картинки.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.