Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала

Игры на развитие мышления и речи

Дата: 12 декабря 2016 в 18:50

Игры на развитие мышления и речи

Игра «Кто что любит?»

Цель: развитие кругозора, словарного запаса, опыта ребенка, сообразительности и наблюдательности.

Игровой материал: карточки, на которых изображены различные животные и пища для этих животных (не менее 7—8 тех и других карточек соответственно).

Ход работы: разложите набор карточек с изображениями животных и попросите ребенка из другого набора карточек подобрать каждому животному то, что этот зверь ест.

Игра «Кому что надо?»

Цель: развитие кругозора, словарного запаса, опыта ребенка, сообразительности и наблюдательности.

Игровой материал: карточки, где изображены люди в различных ситуациях (например, умываются, едят, играют, стоят под дождем), а также карточки с соответствующими этим ситуациям предметами (например, ложка и тарелка, полотенце и т.п.).

Ход работы: детям раздают карточки с изображениями знакомых ситуаций. Затем просят детей подобрать к ним карточки, на которых нарисованы недостающие предметы, а также объяснить свой выбор.

Игра «Положи картинки на свое место»

Цель: развитие кругозора, словарного запаса, опыта ребенка, сообразительности и наблюдательности.

Игровой материал: карточки с изображением любых знакомых ребенку мест (игровой уголок, обеденный стол, портфель, платяной шкаф), а также картинки с предметами, которые могут находиться в этих местах.

Ход работы: ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки и разложить их по тем местам, где они должны быть. Можно расспросить детей, какие предметы и вещи хранятся в холодильнике, шкафу, тумбочке и т.п. Почему нужно каждый предмет класть на свое место?

Игра «Палочки»

Цель: развитие логичности и обоснованности мыслительных действий.

Задание 1. Составь фигуру из палочек по образцу

Игровой материал: коробок со спичками или счетные палочки на каждого ребенка, карточка с образцом.

Ход работы: детям предлагается выложить из спичек фигуру по образцу.

Задание 2. Убери две палочки так, чтобы остался один прямоугольник

Игровой материал: тот же, что и в задании 1.

Ход работы: сначала дети делают фигуру по образцу, а затем дается задание убрать две палочки так, чтобы получился один прямоугольник. Необходимо помочь тем детям, которые не смогли справиться с заданием.

Задание 3. Домик и флажок

Игровой материал: тот же.

Ход работы: из 6 палочек дети составляют домик по образцу, а затем превращают домик во флажок, переложив 2 палочки. Педагогу нужно поощрять детей, нашедших правильное решение.

Задание 4. Переложи 1 палочку, чтобы домик был перевернут в другую сторону

Игровой материал: тот же.

Ход работы: дети сначала строят домик по образцу, а затем перекладывают одну палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону. В завершение занятия можно предложить детям придумать свои фигуры и выложить их из палочек.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие умения обобщать объекты, выделять главное в них.

Игровой материал: карточки с изображением знакомых предметов (подойдет любой набор).

Ход работы: предлагаются карточки с изображением различных предметов, где один по существенным признакам отличается от других. После того как ребенок выполняет задание, надо спросить, почему он так считает.

Игра «Классификация предметов»

Цель: развитие умения обобщать объекты, выделять главное в них.

Игровой материал: набор карточек на каждого ребенка с изображением различных предметов (30—40 карточек).

Ход работы: детям выдают пакетики с картинками, педагог просит рассмотреть изображенные на них предметы и разделить все картинки на кучки, с учетом общих признаков. Можно начать раскладывать самому, а затем попросить детей продолжить.

Игра «Говори наоборот»

Цель: развитие гибкости и быстроты мышления, расширение понятийного аппарата, развитие творческих способностей речи

Игровой материал: мячик или мягкая игрушка.

Ход работы: предложить ребенку: «Я буду называть слово, а ты отвечай, но только наоборот. Например, я говорю "большой", а ты должен сказать наоборот -  "маленький"». Можно, называя слова, бросать мячик детям или просить их отвечать хором.

Игра «Найди ошибку»

Цель: развитие логического мышления, сообразительности, умения устанавливать закономерность, а также обнаруживать противоречия и отклонения от нормального образца.

Игровой материал: рисунки, в которых содержатся какие-то противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей (могут быть любые юмористические рисунки, доступные для понимания детей).

Ход работы: педагог предлагает ребенку рисунок, просит найти ошибку, неточность и объяснить свой ответ. Узнайте у детей, а как бывает на самом деле.

Игра «Маленькая хозяйка»

Цель: выяснение возможности применить отвлеченные категории при включении данного понятия в систему эквивалентных или более общих понятий.

Игровой материал: игра «Маленькая хозяйка», может быть представлена набором карточек, где изображены различные предметы, необходимые для приготовления определенных блюд.

Ход работы: сначала вместе с детьми выясняют, какие продукты требуются для приготовления следующих блюд: компот, борщ с мясом, котлеты мясные, кисель, суп молочный, каша. Затем карточки с рисунками продуктов кладут в ту часть коробки, которая изображает продовольственный магазин, а карточки с рисунками посуды, терки, мясорубки — в «хозяйственный магазин». Дети по очереди выбирают нужные продукты и посуду для определенного педагогом блюда.

  

Игра «Что кому нужно (профессии)»

Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями.

Игровой материал: изображение человека определенной профессии (6—7 представителей разных профессий).

Ход работы: нужно подобрать соответствующие орудия труда к той или иной профессии (чем он работает). Попросите детей нарисовать эти орудия труда.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.